Завершилась дипломатическая смена в «Артеке». Уже сейчас ясно, что первый опыт оказался успешным, и его можно использовать для планирования подобных мероприятий и в дальнейшем. Давайте разберемся, в чем залог успеха. Смена состоялась благодаря объединенной инициативе Центра патриотического воспитания МИД России, Ассоциации российских дипломатов, Университета МГИМО и Фонда поддержки международного детского центра «Артек». Отбор детей от 8 до 17 лет из России и других стран проводился на основании конкурса эссе и собеседования. В качестве лекторов и преподавателей были приглашены специалисты в сфере международных отношений – дипломаты, в том числе, послы, представители Ассоциации российских дипломатов, МГИМО МИД России и Дипломатической академии МИД России, видные учёные, общественные деятели. Школьники во время смены попробовали себя в роли организаторов международных форумов и выставок в «Артеке», приняли участие в парламентских дебатах и ролевых играх, «круглых столах» и деловых играх. |
||
|
||
В организации дипломатической смены участвовали в роли приглашенных экспертов – начальник отдела Историко-документального департамента МИД России Сергей Иванович Ракитин и второй секретарь Департамента по вопросам новых вызовов и угроз Игорь Алексеев, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО МИД России Алексей Александрович Малиновский, третий секретарь Департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Сергей Дмитриевич Ковалевский. На встречу с детьми приезжал постоянный представитель Республики Крым при Президенте РФ, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым Георгий Львович Мурадов. Специально для этой смены Игорем Алексеевым был разработан «Модуль игровой дипломатии» — сокращенно М.И.Д. «Результаты, — рассказывает автор модуля, — превзошли самые оптимистичные ожидания. |
||
Игры, знакомые каждому, кто хотя бы один раз был в детском лагере, но облаченные в формы, позволяющие провести параллели с реальной жизнью, в т. ч. настоящими дипломатическими переговорами, международными форумами, повседневной МИДовской работой, позволили метафорично объяснить ребятам многие сложные международные аспекты. И это оказалось эффективно для всех возрастных групп. Конечно, для каждого отряда подбирался свой уровень подачи материала, делалась «скидка на возраст». При подготовке программы главный упор был сделан на развитие коммуникативных способностей и лидерских качеств, лежащих в основе работы дипломата, и других «гуманитарных» профессий. Основной акцент мы сделали на личностном «профессиональном» росте юных участников смены. В специально подобранные для этого упражнения уже органично встраивались элементы, расширяющие кругозор, объясняющие основы дипломатической службы, главные термины и принципы международной деятельности. Каждый модуль условно делился на блоки, посвященные работе в команде, лидерству, искусству переговоров и разрешения конфликтов». Например, в авторском курсе самого Игоря Алексеева каждый тренинг включал беседы, в т. ч. с объяснением теоретических аспектов, ролевые упражнения и небольшие деловые игры: «Консенсус», «Карта ротации дипкадров» и т.д. По итогам обязательно происходило обсуждение с ребятами содержание занятия. Были и беседы с разъяснением российской внешней политики, ответы на вопросы, интересовавшие детей. По окончании дипломатической смены стало ясно, что произошла удачная интеграция программы дополнительного образования в обычную жизнь лагеря, не нарушая его традиций. А администрация лагеря создала необходимые условия для эффективной работы. Любые, даже самые непредвиденные, вопросы решались очень оперативно. Во многом успеху программы способствовал «дух “Артека”», сохранившего славные традиции, образовательную и воспитательную систему, которая формировалась десятилетиями. То легендарное артековское братство и тот высокий духовный и моральный уровень, который были всегда эталоном для специалистов, работающих с детьми и подростками. Первая смена заложила фундамент и задала планку, которые определят все последующие смены – в лагерь приехали очень сильные ребята, показавшие великолепные результаты усвоения материала, дисциплину, собранность. Высокая интеллектуальная нагрузка, тем не менее, не помешала качественному отдыху. Итак, залог успеха в сочетании тщательно разработанной образовательной программе, интегрированной в программу полноценного отдыха, мотивированных участниках смены – взрослых и детях.По материалам http://culturedip.interaffairs.ru |